favor_in_all (favor_in_all) wrote,
favor_in_all
favor_in_all

Categories:

Артист без внутреннего надлома

8 июля народному артисту РСФСР Андрею Мягкову исполнилось 80 лет.

«Дни Турбиных» и «Утренний обход», «Гонки по вертикали» и «Послесловие», «Служебный роман» и «Жестокий романс», «Гараж» и «Братья Карамазовы», а главное «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» определили Андрея Мягкова в качестве любимого актера для десятков миллионов отечественных зрителей.

Можно попробовать эксперимент: предварительно уговорив себя, что любовь к Жене Лукашину объясняется банальной приверженностью новогоднему ритуалу, устроить внеочередной просмотр «Иронии судьбы». Не сразу, но тем более убедительно Мягков победит твой скепсис, развеет твои сомнения, влюбит, как в первый раз.

На твоих глазах Женя будет превращаться из жанрового типажа — маменькиного сынка и подкаблучника невесты, из неврастеничного капризули-очкарика, который ненавидит собственное зеркальное отражение, в безупречного рыцаря, тонкого психолога, нежного любовника, в мужчину с громадным внутренним объёмом. Станет стремительно раскрываться и по-настоящему удивлять.


Конечно, помогли с Жениным развитием автор сценария Эмиль Брагинский и режиссёр Эльдар Рязанов, но всё же безупречность Лукашина главным образом на совести исполнителя.

Великий романтик Рязанов всегда ставил в центр повествования интеллигентных идеалистов, которые естественным образом привлекали и даже, подобно Юрию Деточкину из «Берегись автомобиля», завораживали. Но ни один рязановский идеалист не ушёл в народ настолько решительно, не был принят массовым зрителем настолько безоговорочно, как Женя Лукашин.

Андрей Васильевич Мягков
артист без внутреннего надлома. Китайцы сказали бы про него: человек с безупречным Дао. Редчайший человеческий тип, который уравновешен настолько, что его, по китайским понятиям, требовалось на время помещать в центр социально-психологической свистопляски любого рода, а он одним своим присутствием, не предпринимая специальных усилий, выравнивал бы там ситуацию.

В «Иронии судьбы» его Женя по факту ломает вектор жизни своей прежней невесты Гали и вдобавок плющит Надиного жениха Ипполита, но эти поступки не бросают на Женю тень. Именно Мягков не оставляет сомнений в том, что двусмысленный состав событий — единственно возможный и всем на благо.


Рязанов поначалу пробовал на главную роль в «Иронию» артистов большого дарования и всесоюзной известности, но все они, видимо, привносили нерв и драматизм, которые были впечатаны в их психику намертво и которые скорее всего вынудили бы зрителя трактовать сюжет как набор травмоопасных и предельно индивидуализированных психологических дуэлей.

А Мягков, тоже будучи исполнителем с изощрённой психикой и выдающейся актёрской техникой, превращает исходную сказку в нечто большее — в социальный миф, с которым может сверяться практически любой современник.

Нет дуэлей, нет умыслов, нет обид, сожалений и уязвлённых самолюбий. Даже донельзя проблемный Ипполит, столкнувшись с неколебимостью Лукашина, похоже, научился принимать весь состав житейских коллизий с благодарностью.


...Теперь, спустя четыре десятилетия после премьеры, сказали бы, что этот человек движется «в потоке», обретая свои удачи, делая свои открытия на почве доверия к реальности. Всего-навсего ошиблись пьяные друзья, а он настолько всерьёз принимает последствия их легкомысленной глупости, что полностью отдаёт себя во власть воистину экстравагантных обстоятельств. Только теперь к нам начинают просачиваться авторитетные книжки с советами отдаться «жизненному потоку», не противостоять «силе настоящего момента», а ведь Мягков убедительно предъявил эту стратегию еще в 1975-м.

После «Иронии» случились серьёзные испытания для психики. «Я ведь всю жизнь прожил как человек, который ходит по улице, не поднимая глаз. Мешала жить узнаваемость, очень мешала!» — сетовал Андрей Васильевич впоследствии.

Удивительно: человек со «стёртой», хотя и благообразной внешностью превращается в кумира...


Любопытно, что до «Иронии судьбы» его использовали в кино исключительно по типажному принципу: внешнее благообразие предписывало роли Александра Герцена, Аркадия Гайдара и Владимира Ленина. А кроме того, Алёши Карамазова в экранизации Достоевского.

Его первое творческое десятилетие парадоксально совмещало активную, иногда даже выдающуюся работу в «Современнике» с конвейерным производством усреднённых киногероев. Стоит поэтому отдельно оценить смелость Рязанова, пошедшего на то, чтобы предоставить безоговорочно положительному на вид артисту с репутацией «хороший человек» нишу, пускай временную, «алкоголик» с обертонами «изменщик» и «разлучник»...


Мягков родился в семье ленинградских интеллигентов, технарей и преподавателей. Отец попросил, чтобы сын непременно окончил «серьезный» вуз, и Андрей добросовестно отучился в химико-технологическом институте, где, по счастью, существовала вполне серьёзная по задачам и творческому методу театральная мастерская. Самодеятельность убедила Мягкова в том, что главный интерес его жизни — искусство. Он поступает в школу-студию МХАТ и весь первый курс абсолютно каждые выходные приезжает в Ленинград к родителям.

Во время учёбы он женился на однокурснице Анастасии Вознесенской, обретя тем самым новое семейное гнездо, которое остаётся неизменным вот уже 55 лет. Не воевал, не делал революций, не скандалил в публичном пространстве, не разбивал сердца, не оставлял кровавых следов, не подписывал петиций, разве что сочинил и издал серию детективных романов.

 «Андрюша умудрился не лакомить собою ни жёлтые страницы, ни телевизионную братию», — специально отметила его партнёрша по экрану Алиса Фрейндлих. Он осторожно попробовал себя на Таганке у Любимова, когда поучаствовал в работе над «Обменом» по Трифонову, но через две недели благоразумно сошел с дистанции со словами: «Не мое — тут упор на внешние средства, а я привык оперировать внутренними».

«Я знал Андрея и до «Иронии», — говорил Эльдар Рязанов. — Он был хороший крепкий актер, но в нём не было ни капли юмора!»

Юмора в общепринятом смысле у Мягкова как не было, так и нет. Нет юмора как крайности, нет страсти как отдельной эмоциональной краски.

Зато есть гармоничная натура, обезоруживающая улыбка, интонационно богатый голос, удивительное умение ритмически организовать внутренние процессы персонажа и сделать их, что называется, достоянием общественности.


Из газеты "Культура" (в сокращении)


Tags: артисты, кино, юбилей
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments