По поводу отставания России на 150 лет от Европы общественность набросилась на Улицкую, но о чём тут спорить, чем возмущаться? У нас, действительно, полный провал в культуре. Причём в любой сфере – бытовой, духовной, высокой и низкой. У нас тиражи книг какие?
Вот я, как главный редактор издательства, скажу: таких тиражей не было в России с начала 18-го века, притом что население увеличилось в разы. Мы отстаём по тиражам даже от таких стран, как Эстония и Болгария. О чём тут говорить?
У нас непонятно для чего вбухиваются огромные деньги в театр. Конечно, театр – это прекрасно, но сказать, что наш театр самый лучший в мире, сложно: бесконечные скандалы и с площадками, и с тем, что ставят, и с тем, на что тратят огромные деньги, куда они утекают. А тех людей, которые в театр не ходят и смотрят на это всё со стороны, одолевает просто бешенство.
У нас эстрада состоит из каких-то «странных людей», которые там находятся на протяжении 30 лет, хотя народ уже возмущается. Изменения есть: растет уровень количества поп-звёзд нетрадиционной ориентации. Когда такое было? Я ничего не имею против их ориентации, но если бы они ещё и голоса талантливые имели, а то просто позор нашей эстрады.
В какую область культуры ни ткни, везде у нас полный провал.
То же самое происходит в философии, в литературоведении. В советское время огромными тиражами продавалась научная литература, издательства «Наука», «Академия» процвет
Можно сколько угодно возмущаться, но лучше не станет, если мы не будем восстанавливать всё, что было в СССР...
То, что у нас снимают в кино, – это стыдно смотреть, причём что бы ни снимали. Любой фильм Бондарчука – это просто какой-то ужас. И ведь это началось с последнего фильма, снятого его отцом, а именно с «Тихого Дона». Это началось с краха Советского Союза.
На самом деле не только у нас такое падение культуры, это происходит по всему миру, у нас обвально, а у них постепенно. И связано всё с тем же, а именно – с крахом Советского Союза и отсутствием конкуренции с ним же. Нет двух разных культур, которые конкурировали бы между собой. Конкуренция есть только за нефть между разными странами.
Да, есть китайцы, но Китай не является образцом для человечества, там на самом деле своих проблем достаточно. Они не строят коммунизм, они только говорят об этом. У них реально проблем не меньше, чем у нас, хотя культура, как я сам убедился, на порядок выше. И тем не менее Китай не является альтернативой Америке, американской мечте, американскому образу жизни, каковым являлся Советский Союз.
Если бы Улицкая была честная женщина и не обслуживала только одну сторону, она бы об этом сказала, а она только в своё гнездо предпочитает гадить.
Я считаю, она права в том, что наблюдается этот крах, но он не есть следствие сползания вниз именно России. Где сейчас на Западе люди, равные Фромму, Хайдеггеру, Ясперсу? Нет таких. Сейчас главные мыслители в той же Франции – это люди, которым за 80 лет... Везде это происходит, крах системный, в рамках всего мира. К сожалению, так называемый «третий мир» не даёт альтернативы, не показывает позитивного примера.
Уничтожение советской культуры – это трагедия, наряду с гибелью людей, вытравленная из сознания, пропавшая на наших глазах Атлантида.
Из библиотек выкинуты книги, они не экранизируются, не изучаются. Вместо этого в школьную программу включили коллаборациониста Шмелёва, и я думаю, что это как раз по-настоящему трагично. Великая советская культура, которая была первой в мире попыткой создать не «искусство для элиты», а общенародную культуру, оказалась погребена под огромной грудой лжи, клеветы и всевозможных издевательств... Отставание в культуре от самих себя колоссальное.
Александр Колпакиди,
историк, писатель, публицист, главный редактор издательства «Алгоритм»
Journal information