
17 января на РБК TV появилось небольшое интервью с главой корпорации «Роснано» Анатолием Чубайсом. Речь шла про снижение темпов роста российской экономики, и ведущая поинтересовалась у Чубайса их причинами – кратко- и долгосрочными. Можно было ожидать, что один из главных либералов 90-х пустится в дежурные рассуждения. Но нет.
Ведущая ухватилась за заявление Чубайса на Гайдаровском форуме: «В России нельзя противостоять культуре, надо опираться на неё», – спросив, говорит ли он о существующем противостоянии государства и деятелей культуры (с развитием диалога в духе «Освободите Серебренникова, обуздайте ваших мракобесов»). Однако Чубайс лишь досадливо поморщился от такой примитивной трактовки его слов.
«Я немножко о другом говорил, – со вздохом ответил он, глядя куда-то в бесконечность (или в вечность). – Я адресовал это к себе и к моим коллегам.
Мне кажется, что при том при всём, что, хотя за последние 25 лет в России – теперь уже однозначно! – решена задача, которая казалась неразрешимой, задача построения рыночной экономики… При всём при этом, тем не менее, я считаю, что мы – я лично, мои единомышленники – в значительной степени в своих ошибках недоучитывали особенности российской культуры. Недоучитывали фактор того, что русский народ — это не то же самое, что украинский народ. Недоучитывали фактор того, что православие – это серьёзный фундаментальный институт, который надо понимать, а не игнорировать. Недоучитывали собственно то, что является современным культурным институционализмом. Это наш просчёт, это наш изъян. И, приняв его, нужно, базируясь на этом, вырабатывать новую стратегию».
В некоторые моменты интервью даже казалось, что Чубайс публично кается за содеянное, раз за разом подчеркивая: «я лично», «мои ошибки», «это наш просчёт».
Удивлённая ведущая ответила типичной репликой из либерального багажа: «Это какие-то отголоски национализма в том числе, нет?», – очевидно, предполагая, что Чубайс сразу же начнет отнекиваться, как, мол, можно. Однако закусивший губы визави шёл до конца.
«Это хороший вопрос… Я попробую ответить коротко. Вы знаете, национализм 20 лет назад – кстати, и в России, и в мире – воспринимался как что-то совершенно постыдное, просто позорное, омерзительное, фашистское и так далее, и так далее», – ответил Чубайс.
Но, по его словам, сейчас всё иначе. Как истый западник, он начал с апелляции к Западу:
«Вот если вы сейчас зайдёте в Лондоне в известный книжный магазин, находящийся рядом с Лондонской школой экономики, то вы неожиданно для себя обнаружите три колоссальных шкафа фундаментальной литературы о национализме. Это явление, начавшееся с абсолютного маргинализма 20 – 25 лет назад, к сегодняшнему дню в Европе не менее 15 стран, в состав правительств которых входят националисты. Начиная от Real Finns в Финляндии и заканчивая не будем говорить кем. Национализм прошел колоссальный путь за 20 лет. Не видеть этого может только человек ограниченный, не способный увидеть даже своего носа».
«И в этом смысле и российский национализм много чего сделал за эти 20 лет. Конечно же, в нём есть омерзительная физиологическая убогая составляющая, которая его тянет на дно. Но он ею не исчерпывается, он гораздо разнообразнее и богаче… И если мы, либералы, собираемся предлагать России какие-то рецепты, то мы не можем того не понимать», – резюмировал Чубайс.
Это ещё не окончательная, но уже капитуляция либерального западничества в России. Его вожди – безусловно, намного более умные, чем Навальный и окружающая его школота, – осознали, что казавшиеся растоптанными в 1991 году русская почва и русская история всё равно победили их. И либеральные вожди склонились перед ними. Вспомним, как в 2016 году на Всемирном русском народном соборе первый заместитель главы администрации президента, а ранее лидер Союза правых сил (1999 – 2000 годы) Сергей Кириенко прямо заявил о русских как «разделённой нации», повторив тезисы националистов 1990-х – 2000-х годов.
Конечно, тут неизбежно начнутся сетевые пляски спешно перековавшихся в Сети в лютых (на словах) националистов, когда это стало модно (да и безопасно) в последние годы. Но Чубайс гораздо умнее, опытнее и образованнее и этой публики, так что не случайно признал огромную роль православия, над которым потешается эта комичная публика. В этом плане прозрение главного либерала 1990-х годов выглядит особенно важным.
Александр Викторович Казаков,
член федерального политсовета, руководитель Истринского отделения партии «Родина»
Journal information