favor_in_all (favor_in_all) wrote,
favor_in_all
favor_in_all

Баллада о солдатах

7 сентября исполнилось 55 лет с момента выхода на экраны «Гусарской баллады» — кинокомедии, поставленной Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно»

Режиссер сократил оригинал, сочиненный еще в 1940-м, где-то дописал, что-то подправил, ловко преодолел сложности, возникающие в процессе работы над костюмно-историческим материалом и, пожалуй, во второй раз с начала карьеры снискал искреннюю всенародную любовь. Лента стала одним из лидеров проката и с тех пор не выходит из обоймы востребованных нашим широким зрителем фильмов.


После не слишком внятного «Человека ниоткуда» (1961) в карьере Рязанова наметился спад. Благоволивший молодому режиссеру предприимчивый Иван Пырьев придумал, как убить сразу двух зайцев.

Пользуясь своим непререкаемым авторитетом на «Мосфильме», выхлопотал Рязанову постановку государственной важности: к 150-летию Отечественной войны против Наполеона требовался фильм патриотически нагруженный, но одновременно кассовый.

Сам Пырьев хорошо такое умел и посчитал, что Рязанов поправит свою репутацию «наверху», а попутно закроет важную производственную позицию.

Иван Александрович, как и в случае с «Карнавальной ночью», выступил в качестве так называемого продюсера, что необходимо отметить отдельно, с восхищением и благодарностью. Активно помогал. Говорят, будто бы именно он уговорил Юрия Яковлева согласиться на роль поручика Ржевского.



Фильм стал приметным, значимым элементом национальной культуры.

Очень трудно представить сложность задачи, стоявшей перед постановщиком. Стих Гладкова изобретателен и хорошо вписывается в великую драматургическую традицию, однако же совершенно не приспособлен для кино, в особенности если оно развлекательное. Актеры у Рязанова зачастую ломают ритм поэтической речи, скрадывая остроумные рифмы и словесную игру: у экрана своя специфика...

Никто не обещал Рязанову простой жизни, не гарантировал мало-мальского успеха. Однако Эльдар Александрович при всей своей декларативной интеллигентности был человеком, эмоционально настроенным на ту же самую волну, что и массовый зритель. Есть вещи, которым попросту нельзя научиться...

Вот и в «Гусарской балладе» режиссер, кажется, не делает ничего особенного, всего-навсего грамотно рассказывает историю, вдобавок не им сочиненную. Однако же с регулярностью находит микрорешения, благодаря чему не просто захватывает зрительское внимание, но и достигает нашей сердечной заинтересованности в происходящем.

Даже второстепенные персонажи выразительны и любопытны, что же говорить про непосредственное взаимодействие Шурочки Азаровой и поручика Ржевского, которые, существуя в режиме постоянной экзальтации, не скатываются к жанру эстрадной юморески, а сохраняют за собою право на внутреннее развитие, на решительное изменение, на психологическую достоверность и глубину.



Рязанов, как никто, чувствует фольклорное измерение. События 150-летней давности он, вслед за автором пьесы, подает не как слепок с исторической реальности из учебника, а словно продукт эмоциональной памяти народа.

Патриотизм здесь не вымученный, не умозрительный, а радостный и доказательный: титаны прошлого не бронзовые, не мраморные, а по-хорошему, по-человечески сумасшедшие в любви и непреклонные, последовательные в борьбе за достоинство, личное и национальное.

Ржевский, ставший вслед за Чапаевым героем нескольких тысяч разнокачественных анекдотов, — еще одно доказательство фольклорной принадлежности картины. Конечно, специфические качества поручика заложены уже в тексте Гладкова, ведь каждая вторая реплика Ржевского — утрированная бравада.

«И коль решусь войти в ворота ада, подругой стать любая будет рада!» Правда, в устах Юрия Яковлева даже подобная белиберда звучит очаровательно. Актер вахтанговской школы, он не боится соединять в своей игре крайности, стремительно переходить из одного состояния в другое. Яковлев без устали жонглирует неложным героизмом, проникновенным лиризмом и форменным идиотизмом. Статный, красивый, пластичный, со своим фирменным выразительным голосом, он образцово держит кадр...

Под стать ему 22-летняя дебютантка Лариса Голубкина, чья роль навсегда останется образцовым выражением порывистой, игривой юности, телесной свежести и душевного обаяния как таковых. Голубкина играет конкретную героиню, однако достигает высокой степени обобщения.



И когда непосредственность Голубкиной встречается с изощренной техникой Яковлева, начинается химическая реакция: замыкает, искрит, взрывается. Конечно, снова необходимо вспомнить о режиссёре. Рязанов любит актеров, любуется ими, раскрывает их лучшие качества, соединяет в поразительные ансамбли, а они благодарно отвечают ему, обеспечивая сцене, эпизоду, картине в целом невероятную степень заразительности.

Строгая и трезвая героиня Голубкиной словно смотрит со стороны на шалости заигравшегося великовозрастного гусара. Апогея этот критицизм достигает в сцене кутежа, где изрядно выпивший Ржевский целенаправленно атакует певицу Луизу Жермон. Это очень интересная и сильная сцена, Шурочка в облике корнета Азарова в своей невинности не может вместить происходящего безобразия...



«Вся страсть его на дне бутылки», «усищи крутит яро», — Голубкина смешно таращится на измену пополам с алкоголизмом...

Конечно, все без исключения зрительницы бессознательно опознают в фантазиях Шурочки собственную женскую правду, а мужчины, нет сомнения, получают порцию удовольствия, солидаризируясь с отважным, сильным, безответственным Ржевским...

Игорь Ильинский в роли Кутузова, Татьяна Шмыга в роли Жермон — не проходные номера, а подлинное украшение ленты.



Замечательна работа оператора Леонида Крайненкова. А номера от композитора Тихона Хренникова Рязанов, умевший работать с киномузыкой как мало кто, органично внедряет в ткань картины.

Tags: кино
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment