favor_in_all (favor_in_all) wrote,
favor_in_all
favor_in_all

Categories:

Евгений Леонов - 90 лет со дня рождения



Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в обыкновенной московской семье среднего достатка. Его отец — Павел Васильевич — работал инженером на авиазаводе, а мать — Анна Ильинична – была домохозяйкой. Евгений был вторым ребенком в семье. Брат Коля был старше его на два года.

В пятом классе Евгений Леонов записался в школьный драматический кружок. Долгое время ученики репетировали пьесу, сочиненную ими самими же. И хотя премьера так и не состоялась, но эта работа запала в душу мальчика, зародила в ней искры любви к театру.

Когда началась Великая Отечественная война, Евгений окончил седьмой класс. По совету родителей мальчик устроился учеником токаря на авиационный завод. Во время войны там работала вся семья Леоновых: отец — инженером, мать — табельщицей, а брат — копировальщиком.

Осенью Евгений Леонов сдал экзамены и поступил в авиационный техникум им. С. Орджоникидзе. Учась в техникуме, Леонов принимал участие в художественной самодеятельности, выступал на студенческих вечерах.


На третьем курсе техникума Евгений Леонов поступил на драматическое отделение Московской театральной студии, которой руководил Р. Захаров, известный балетмейстер Большого театра.




Закончив в 1947 году обучение, Леонов был принят в Московский театр Дзержинского района. Там он сыграл роль Кольки в спектакле «Ровесники». Однако уже спустя год театр расформировали и на его месте создали Московский драматический театр имени Станиславского, главным режиссером которого стал Владимир Федорович Дудин.

Молодых актеров приняли в новый театр, но долгое время не доверяли главных ролей. Леонову приходилось играть в массовке (например, денщика в «Трех сестрах» или колхозника в «Тиши лесов»).

В 1947 году Леонов впервые попробовал себя в кино. Театральных денег на жизнь явно не хватало, поэтому он искал любую возможную халтуру. Первоначально это были даже не эпизоды, а массовка.

Первые эпизодические роли он сыграл в 1949 году — в фильмах режиссера Владимира Немоляева (отца известной актрисы Светланы Немоляевой) «Счастливый рейс» и «Карандаш на льду».


Затем последовали эпизоды в спортивной комедии Владимира Петрова «Спортивная честь» (1951), где Леонов появился в роли официанта, и в героико-приключенческом фильме Владимира Немоляева «Морской охотник» (1954).

***

В середине 50-х у Евгения Леонова произошли серьезные перемены как в кино, так и в театре. В 1955 году он снялся в криминальной драме Иосифа Хейфица «Дело Румянцева»



и приключенческом фильме Александра Столпера «Дорога». В обоих случаях это были действительно сложные и интересные роли.

В середине 50-х произошли изменения и в личной жизни Евгения Леонова. Стоит отметить, что он был чрезвычайно стеснительным человеком, и это несколько осложняло его взаимоотношения с девушками.

Со своей будущей женой Вандой Леонов познакомился в 1957 году, когда театр Станиславского был с гастролями в Свердловске. По возвращении в Москву Леонов стал названивать любимой девушке и уговаривать приехать. В конце концов Ванда приехала в Москву и пришлась по душе родителям Евгения, после чего Леонов тут же предложил девушке руку и сердце.

Звездный час Евгения Леонова наступил в 1961 году, когда на экраны вышла комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс». В этой картине актер сыграл скромного буфетчика Шулейкина, волей судьбы выдающего себя за укротителя тигров. Сама исходная ситуация фильма таила в себе множество возможностей для эксцентрической комедии, и авторы успешно воспользовались этим.



Леонов играл блистательно, с наслаждением, не боясь откровенного фарса, в то же время оказался трогательным в своем наивном простодушии. Именно эта роль принесла актеру поистине всенародную славу, в одно мгновение превратив его в самого любимого комедийного актера советского кинематографа.

Еще один интересный факт. В этой картине Евгений Леонов первым из советских актеров снялся в обнаженном виде. Как он вспоминал позднее: «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Е. Фурцеву. Потом было много нареканий…»

«Полосатый рейс» принес Евгению Леонову огромную популярность. Со всех сторон посыпались многочисленные предложения. Но режиссеры, как правило, использовали актера очень однобоко, предлагая стандартные комедийные роли. И как знать, что было бы дальше, если бы не Владимир Фетин. Открывший для зрителей комедийного актера Леонова, Владимир Фетин спустя три года поразил зрителей Леоновым — драматическим актером.



Свою мелодраму «Донская повесть» он поставил по рассказам Михаила Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка». Картина рассказывала о трудной судьбе донского казака Якова Шибалка, принявшего революцию, и о его трагической любви к женщине, не разделившей его взглядов. Вот этого-то казака и сыграл Евгений Леонов, что стало совершенно неожиданным и для зрителей, и для критиков. До этого считалось, что Леонов — прирожденный комик и ничего, кроме этого, играть не может.

Эта работа актера была высоко оценена специалистами — он был удостоен премий на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) и на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.

Замечательную роль солдата, будто сошедшего со страниц русских сказок, Евгений Леонов сыграл в 1969 году в трагикомедии Георгия Данелии «Не горюй!»


В том же 1969 году Леонов был приглашен Эльдаром Рязановым в сатирическую комедию «Зигзаг удачи». Актер сыграл фотографа Володю Орешникова, которому выпадает выигрыш в лотерею 10000 рублей — по тем временам тройная стоимость машины.

В 1970-х годах в СССР о Леонове узнали и самые строгие зрители — дети.



Актёр озвучил всеми любимого Винни-Пуха в одноименном мультфильме Ф. Хитрука. Впоследствии этот мультперсонаж навсегда закрепился за Евгением Леоновым.

Самые знаменитые свои роли Евгений Леонов сыграл именно в 70-е годы. Большинство из его картин того периода вошли в золотой фонд отечественного кино. Причем это были фильмы совершенно различных жанров.

По сюжету  киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» на похороны видного военачальника собираются его бывшие фронтовые друзья — люди самых разных профессий: журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь. Эти роли удивительно тонко, пронзительно и очень по-разному были сыграны Всеволодом Сафоновым, Анатолием Папановым, Алексеем Глазыриным и Евгением Леоновым. Сыграны они были так, что, собранные вместе, эти персонажи олицетворяли собой целое поколение, прошедшее войну. Самым ярким и трагичным моментом картины стал его финал, когда друзья собираются в доме бывшей медсестры и поют замечательную песню Булата Окуджавы про десятый десантный батальон.



Совершенно другую роль Евгений Леонов сыграл в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи».



Здесь актеру достались сразу две главные роли — жестокого вора по кличке Доцент и директора детсада Евгения Ивановича Трошкина, который по заданию милиции перевоплощается в Доцента.

Для того чтобы убедительнее сыграть роль, Леонов специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камеры, изучая заключенных.


Среди других удачных работ Евгения Леонова в те годы: Нюхин в фильме Михаила Швейцера «Карусель», Леднев в телесериале «Большая перемена»,  Потапов в драме Сергея Микаэляна «Премия» и, конечно же, Коля в замечательной комедии Георгия Данелии «Афоня».


Отдельно стоит отметить одну из самых лучших работ Евгения Леонова — роль Сарафанова в драме Виталия Мельникова «Старший сын».



Именно роль Сарафанова вобрала все самые яркие черты Леонова-актера, именно в ней со всей полнотой проявился его самобытный драматический талант: мастерство психологического анализа, ироничные и забавные нотки простодушия, непревзойденный, тонкий артистизм, душевная незащищенность. Сарафанов Леонова — чудак, ранимый и великодушный.

В 1978 году Марк Захаров пригласил Евгения Леонова на роль Короля в свою новую картину «Обыкновенное чудо» — экранизацию одноименной пьесы Евгения Шварца.



Эта роль была несколько необычна для актера, привыкшего играть добросердечных персонажей. Здесь Леонову пришлось соперничать с великим Эрастом Гариным, полтора десятка лет до того воплотившего образ в собственном фильме. Леонов сумел создать незабываемый персонаж Короля-тирана, наполнив его необычайной иронией и трогательностью.

В том же году Леонову было присвоено звание народного артиста СССР. Интересно, что когда обсуждали вопрос о присвоении ему этого звания, кто-то сказал: «А разве он не народный? Да что вы! Проверьте, он уже народный давно». Действительно, народная любовь и слава задолго опередила официальное признание.



В горькой и беспощадной трагикомедии «Осенний марафон», где главные роли сыграли Олег Басилашвили, Наталья Гундарева и Марина Неелова, Евгению Леонову досталась роль соседа по фамилии Харитонов. Удивительно, но в 1979 году призом Союза журналистов «Лучшему исполнителю мужской роли» был награжден именно Леонов, а не Басилашвили. За эту работу актер был также отмечен Государственной премией им. Братьев Васильевых.

Начало 80-х ознаменовалось двумя новыми работами Евгения Леонова в кино. В комедии Леонида Гайдая «За спичками» он сыграл крестьянина Ихалайнена, в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» — актера провинциального театра Бубенцова. Комедия «За спичками» хотя и несколько слабее предыдущих картин Леонида Гайдая, но и по сей день пользуется неизменной любовью зрителей. Что же касается фильма «О бедном гусаре замолвите слово», то он и вовсе стал классикой отечественного кино.

В последующие годы Евгений Леонов снимался не очень часто. В очередной картине Георгия Данелии «Слезы капали» он сыграл Васина, который однажды из любящего мужа и отца, прекрасного сослуживца превращается в злого, придирчивого человека. Затем последовали роли в сатирической комедии Марка Захарова «Дом, который построил Свифт» (великан Глюм) и в семейной саге Владимира Басова «Время и семья Конвей» (Алэн).

В середине 80-х Георгий Данелия вновь пригласил Евгения Леонова в свою картину. Это была фантастическая комедия «Кин-дза-дза».



Съемки картины шли с большим трудом, поскольку проходили в пустыне Каракумы, в очень неблагоприятных погодных условиях. При температуре 50-60 градусов снимать можно было только утром.

В 1986 году картина вышла на экраны. Первоначально большинство зрителей (особенно старшее поколение) ее не приняли. Правда, попадались и хвалебные отзывы. Ныне «Кин-дза-дза» является культовой лентой.

***
Страшное несчастье произошло с Евгением Леоновым летом 1988 года. В то время театр Ленком был на гастролях в Германии, в Гамбурге. Леонов играл там роль Подсудимого в спектакле «Диктатура совести». На третий день после спектакля ему стало плохо. Врач, приехавший на «Скорой», сказал, что Леонова необходимо отвезти в больницу. По дороге у Евгения Павловича остановилось сердце…


Евгений Леонов пролежал в коме шестнадцать суток. Все эти дни с ним рядом находились жена и сын. Андрею так и сказали: «Сиди и беседуй с ним и с Господом. Если он тебя услышит наверху, отец вернется». Вместе с ним всем сердцем был и весь советский народ. Простые люди ставили в церквях свечки за то, чтобы их любимый артист вернулся.

Он вернулся. А спустя четыре месяца уже репетировал главную роль Тевье-молочника в новом спектакле «Поминальная молитва». 21 октября состоялась премьера. По окончании спектакля толпы восхищенных зрителей шли к сцене с охапками цветов и, передавая их Леонову, говорили: «Живите долго! Здоровья вам и счастья!»

В 90-е годы Евгений Леонов снимался в кино еще реже. Во-первых, перенесенная клиническая смерть не прошла бесследно, и у актера были проблемы со здоровьем. Но главной причиной был общий развал отечественного кино. В начале 90-х Леонов снялся в небольшой роли сторожа посольства в комедии Георгия Данелии «Паспорт», затем сыграл Якова Алексеевича в картине «Настя». Наконец, в 1993 году он исполнил главную роль в комедии Ивана Щеголева «Американский дедушка». От других предложений (как, например, от участия в эротическом фильме) актер отказался.

***
29 января 1994 года Евгений Леонов ушел из жизни. Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был состояться спектакль «Поминальная молитва» с Леоновым в главной роли. Когда зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти актера, ни один из них не сдал свой билет. Из ближайшего храма принесли свечи, и народ весь вечер простоял с ними у театра. На похороны пришли тысячи людей.
Tags: жизнь, искусство, кино
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments