favor_in_all (favor_in_all) wrote,
favor_in_all
favor_in_all

Высоцкий и его песни

26 июля в театре «Странник» состоялся вечер-концерт памяти Владимира Высоцкого «Но с тех пор, как считаюсь покойным».

Организатором и ведущим вечера выступил писатель, поэт, режиссер «Театра народной драмы» Андрей Грунтовский. Он исполнил под гитару песни Высоцкого и поделился своими размышлениями о его самобытной поэзии, по-прежнему вызывающей споры, будящей и бередящей душу.

По его мнению, в культуре и искусстве «век модерна» продолжается и по сию пору, притихнув на время Великой Отечественной войны и разгоревшись вновь в конце 1950-х. На фоне модной поэзии 50-60-х годов, выдержанной в стиле «продолжающегося модерна», творчество Высоцкого казалось примитивным. Еще более диким казалось, что поэт начал свой творческий путь с тюремно-блатного жанра.

Грунтовский, великолепно изучивший фольклорную традицию, пояснил, что тюремные и блатные песни относятся к различным видам творчества. Тюремные – это продолжение русского фольклора, они выросли из каторжных песен, а блатные – продукт культуры гораздо более современной, отпрыск «одесско-ростовского союза». Блатную поэтику Высоцкий использовал для сатирических образов. Для более глубокого плана он избирал тюремную поэтику, например, когда размышлял о воле.

Тема воли – тема русской литературы вообще, начиная со «Слова о полку Игореве», с «Моления Даниила Заточника». В романе о Степане Разине «Я пришел дать вам волю» В. Шукшина, современника и большого друга В. Высоцкого, в заглавие вынесен вопрос, может ли человек дать волю народу? Шукшин отвечает, что не может, потому что волю, свободу дает Господь. Истинная свобода достигается личным внутренним подвигом человека.

Высоцкий был далек от воцерковления, но его песни носили притчевый характер, вспахивая глубину смыслов, постигали народную душу. Например, в песне «Дайте собакам мяса» за примитивной формой таятся серьезные философские вопросы и евангельские сюжеты. Один из них - притча о сеятеле, давшая пищу для размышлений многим поколениям русских поэтов. XX век стал для России веком учебы, что надо и не надо сеять, что может из этого посева вырасти.


Поэтика притчи ярко проявилась в песне Высоцкого «Баллада о Правде и Лжи». Это вариация одного из самых распространенных сюжетов мирового фольклора, известных по средневековой литературе, по народным сказкам.



Но у Высоцкого мы сталкиваемся с необычным поворотом, вроде бы автор призывает к подмене правды ложью. Тут аллюзия с Достоевским, с его легендой о Великом инквизиторе. Рассказчик, повествуя о злоключениях правды, как бы соглашается с инквизитором: «То, о чем Христос проповедует в Иудее, нам не надобно». Стихотворение представляет ложный прототип, ложный путь, от которого автор нас хочет уберечь. Этот ход традиционен для святоотеческой литературы, например, когда старец поучает послушника.

Андрей Вадимович Грунтовский напомнил, что на протяжении всей жизни Владимира Высоцкого пытались затащить в лагерь диссидентов, но он «не укладывался на лопату». «В своих песнях Высоцкий не обливал Родину грязью, пел, что в высшем смысле “все сидят по грехам”, за что и был особо нелюбим клеветниками России, – подчеркнул ведущий вечера. – Хотя Солженицын и подобные ему не спешили признавать Высоцкого великим русским поэтом, именно он, а не они сказали правду о лагерях, о штрафбате».


Часть своего выступления А. Грунтовский посвятил Василию Шукшину. Как известно, день гибели Высоцкого совпал с днем рождения его друга – Шукшина. Их интересы во многих сферах истории, литературы, искусства переплетались. Когда Шукшин бродил по Москве, еще не поступив во ВГИК, он жил на квартире у Высоцкого в Каретном переулке. Когда Шукшин делал свой первый фильм, то пригласил на главную роль Высоцкого, но ему запретили это делать. 10 лет пробивал Шукшин разрешение сниматься Высоцкому в кинокартине про Степана Разина, и вот, в день, когда разрешение было дано, Шукшин умер.

«Творчество Шукшина – подлинная русская поэзия, при всем том, что она существует в прозе, – утверждает А. Грунтовский. – В поэзии Высоцкого творчество Василия Макаровича также заметно проявилось, некоторые темы из шукшинского романа о Разине переплавились у Владимира Семеновича в песни. Поэзия Шукшина и поэзия Высоцкого будут жить и далее!».



Затем автор-исполнитель Николай Еремин спел несколько песен Высоцкого. Из зала подпевали...  Во время концерта в руках одной из зрительниц горела церковная свеча, напоминая, что Владимир Семенович принял в зрелом возрасте святое Крещение и в православных храмах можно подавать записки об упокоении души этого великого русского поэта.

Tags: Высоцкий
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments