По данным сайта «Газпрома», основной рынок сбыта голубого топлива гиганта-монополиста — Россия (249,7 млрд. куб. м). На втором месте — страны Европы (151 млрд. куб. м), на третьем — страны Балтии, учитываемые в статистике газового гиганта отдельно (66,1 млрд. куб. м, данные по итогам 2012 г.).
При этом уровень газификации России составляет только 65,3% (2014 г.), а заявленной стратегической целью монополиста является не обеспечение газом россиян, а «лидерство среди глобальных энергетических компаний». Похоже, в 2015 году эта цель будет подвергнута существенной корректировке. Западные эксперты констатируют: «Газпром» покидает европейские проекты и собирается переориентироваться на внутренний рынок.
Если по объёмам поставок основная часть газа приходится на Россию, то валютную выручку «Газпром» получает в Евросоюзе. В России оптовые цены на газ устанавливаются государством — Федеральной службой по тарифам. На сайте «Газпрома» говорится: «Директивно регулируемые цены на газ являются заниженными. Они не позволяют «Газпрому» получать от реализации газа на внутреннем рынке прибыль, достаточную для формирования собственных источников финансирования инвестиций в создание новых и поддержание действующих объектов добычи, транспортировки и хранения газа в интересах российских потребителей».
Экспортные же цены на газ — рыночные. Они существенно выше внутренних. По данным российского газового гиганта, в 2013 году голубое топливо поступало в Западную Европу по ценам в среднем в 2,8 раза, а в страны СНГ и Балтии — более чем в два раза выше, чем российским потребителям.
«Газпром» располагает самыми богатыми запасами природного газа в мире: доля гиганта в мировых запасах газа составляет 17%, а в российских — 72%. На «Газпром» приходится 13% мировой и 73% российской добычи газа.
До 2014 года важнейшим рынком для «Газпрома», на котором он планировал развиваться и получать основную прибыль, считалась Западная Европа (отсюда и проект в обход Украины «Южный поток», который пришлось закрыть). В Кремле и «Газпроме» к концу 2014 года в связи с нарастанием санкций, войной на украинском Донбассе, желанием Брюсселя «диверсифицировать поставщиков», вероятно, поняли: ЕС стал больше походить на политический театр, нежели на экономический рынок. Также стало ясно, что театр этот кукольный, а кукловоды находятся по ту сторону океана — в Вашингтоне.
Во влиятельной немецкой газете «Süddeutsche Zeitung» вышла статья Маркуса Бальзера (Markus Balser), в которой отмечается: «Газпром» отказывается от стратегического наступления на Европу. Газовый гигант собрался «вернуться» в Россию.
Не столь давно планы «Газпрома» в отношении немецкого рынка были поистине амбициозны, отмечает аналитик. Группа «Газпром» хотела владеть значительной частью газовой инфраструктуры Германии и иметь в Германии собственные электростанции. Целевым ориентиром было закрепление в энергетическом бизнесе Европы.
Однако теперь всё переменилось. Похоже, пишет журналист, компания отменила запланированное масштабное наступление. Почему? Скорее всего, из-за санкций против России и украинского кризиса.
Сегодня, видимо, с амбициозными планами покончено. Группа «Газпром» «масштабное наступление» отменяет. С рынка Европы «Газпром» уходит так быстро, что это приводит в шок не только его конкурентов, но и политиков в Европе. «Мы становимся свидетелями коренного перелома в отношениях», — сказал один человек из российской компании.
Журналист пишет, что «Газпром» намерен вернуть из Лондона в Санкт-Петербург свою «дочку» GMT (там работает около 1000 человек). Венский филиал «Газпромнефти» (продающий сырья более чем на десять миллиардов евро в год) тоже переедет в Россию. Сегодня о переезде поговаривают даже в Берлине, где расположено подразделение «Gazprom Germania» с несколькими сотнями сотрудников. Правда, пресс-секретарь заявляет, что «полный вывод из Западной Европы не планируется».
По мнению аналитика, налицо отчуждение между «Газпромом» и его клиентами. После десяти лет сближения и расширения деятельности на Западе, многомиллиардной торговли и развития торговых площадок «Газпром» отворачивается от Западной Европы и берёт «новый национальный курс».
Далее автор отмечает, что «климат ухудшился» не только из-за санкций Европы, но и судебного решения по делу «ЮКОСа». Суд в Гааге обязал Москву выплатить 50 млрд. долл. акционерам «ЮКОСа». И юристы акционеров выясняют, какие российские активы в Европе, в том числе в Германии, могут быть изъяты в качестве компенсации.
Нет, никто не утверждает, что российский газ перестанет поступать в Европу. Ведь почти 30 процентов газа в ЕС идёт из России, а Германия даже на 40 процентов обеспечивает свои потребности в газе российским голубым топливом. К тому же Россия получает почти 70 процентов экспортных доходов от продажи нефти и газа, а «Газпром» — наиболее важный источник поступления иностранной валюты. И Европа — самый важный рынок для «Газпрома».
Тем не менее в ближайшие годы «Газпром» может кардинально изменить свою стратегию. Причиной тому не столько западные санкции, сколько непредсказуемость западного политического ветра: сегодня дует в одну сторону, завтра подует в противоположную. Сегодня некое государство радуется «Южному потоку», а завтра, после визита какого-нибудь Маккейна из США, вдруг выступает за блокирование газопровода.
В подобных условиях многомиллиардные инвестиции в страны Евросоюза невозможны. Немыслимо само стратегическое планирование. Не говоря уже о фантастических 50 миллиардах для акционеров «ЮКОСа», в поисках которых к российским активам в Европе присматриваются господа адвокаты, желающие провести в жизнь решение третейского суда в Гааге.
Будем надеяться, что «Газпрому» (пусть вынужденно) придётся вернуться в Россию и газифицировать ту часть страны, которая продолжает отапливаться дровами.
Journal information