favor_in_all (favor_in_all) wrote,
favor_in_all
favor_in_all

Category:

Малая Русь - земля князя Мала?

Истоки русско-украинского конфликта

По Ю.Д. Петухову русское происхождение Анатолии, Скифии и Скандинавии доказано. (См. Петухов Ю.Д. История руссов. Том 2. 4-3 тыс. до н.э.- М., журнал «и История» « Метагалактика», 2002.)

Русь, русы в I тысячелетии н.э. - это отнюдь не племя и не племенной союз, а именно суперэтнос, существующий уже в качестве суперэтноса не одно тысячелетие и достаточно широко рассеянный по Европе и Азии (вспомним о «спорах» Прокопия Кесарийского).

В книге: «Скандинавия - русская земля, или Юг против севера» Ю.Д. Петухов отмечает, что ничего странного в том, что русы проживают и на привычной нам Новгородско-Киевской Руси, и в Скандинавской Руси, нет. Напротив, это - закономерно. И это есть даже в «Повести временных лет», о которой многие рассуждают, не читая её, а если читают наспех - так очень заданно и с уже готовой установкой, помнят только о том, что «погрязшие в распрях словени» идоша за море к варягом, к руси. Хотя в летописи чётко написано под 6370 (862) годом: «Реша русь, чюдь, словени и кривичи и вси: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжит и володети нами». И избраша три братья с роды своими, пояша по собе всю русь...» Чётко и ясно написано «реша русь...» - то есть русы, Русь Новгородская, и призывала на княжение русов, Русь Скандинавскую, - прямых этнических, антропологических, языковых родичей своих, русов-славян. И призвали. Объединились.

Доктор политических наук И.Н. Панарин, утверждает, что русская родословная Рюрика доказана документально. Огромный 10-томный труд по истории руссов в период до основания Русского государства в 862-864 годах был осуществлен (на основании иностранных архивов) профессором С.Н. Парамоновым и выпущен в 1959 году под названием «История руссов».

В.Н. Татищев сообщает о том, что у Рюрика было несколько жен, но любимой была Ефанда, которая родила ему сына Игоря и получила за это «град с Ижорою в вено».

Перед смертью Рюрик, в связи с малолетством Игоря, передал правление Олегу.

В 885 году Олег, собрав большую рать из руси, новгородских славян, кривичей, чуди от Изборска, веси от Белоозера и мери от Ростова и пошел войной на Киев. Двигаясь на Киев, Олег по пути занял Смоленск, в котором поставил посадником боярина из своей дружины, а затем занял и город Любеч. Таким образом, он завладел днепровским путем до самого Киева, а затем убил киевских князей Аскольда и Дира.

И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».

Причина, почему Олег так жестоко поступил с Аскольдом и Диром, совершено понятна. Богатый Киев лежал на том же пути из варяг в греки, у которого стоял и Новгород. Кроме того, нет сомнения, что язычник Олег и его языческая новгородская дружина с большим раздражением смотрели на то, что варяги с Аскольдом и Диром мало того, что приобрели значительную силу, но еще вдобавок приняли ненавистное для закоренелых язычников христианство.

После убийства князей Аскольда и Дира Олег, укрепляя русское государство, нанес несколько поражений хазарам, а затем в 907 году совершил знаменитый поход на Византию, где вместе с дружинниками прибил свой щит к воротам Царьграда как знак русской победы. При этом приказал Олег грекам дань давать «на 2000 кораблей по 12 гривен на человека, а в корабле было по 40 человек». Кроме этого Олег приказал грекам сшить паруса из драгоценного плотного шелка для руси, а для славян - из тонкого шелка». «И подняли русы паруса из драгоценных плотных шелковых тканей, а словени - из тонкого шелка. И разорвал ветер паруса из тонкого шелка. И сказали словене: «Вернемся к своим грубым тканям, потому что не были даны словенам паруса из драгоценного толстого шелка». «И вернулся Олег к Киеву, неся золото, и драгоценные шелковые ткани, и вино, и плоды, и всякие драгоценные вещи бесчисленно. И был назван Вещим». (См. Учебник истории. От Македонского до Мономаха. - М., Общество любителей древней письменности, 2014.книга 1. С. 569. )

Покорив множество народов, Олег стал готовить себе замену: он женил Игоря на Прекрасе - знатной девице из рода Гостомысла, которой дал свое имя и назвал Ольгой. По В.Н.Татищеву «имеже Игорь потом ины жены, но Ольгу мудрости ея ради пачи иных чтяще».

Готовя Игоря к княжению, Олег уделял должное внимание в первую очередь укреплению русской власти.

Если исходить из того, что царские сарматы - это русы, то политика Игоря в этом смысле абсолютно понятна. Сарматия и Скифия представляли собой два объединения, по мнению Ю.Д.Петухова, состоящих из родственных друг другу племен. При этом сарматы располагались от Сибири до реки Дон, а скифы - от реки Дон до Днестра.

«Поиски предков славян среди народов, описанных Геродотом, - пишет академик Б.А. Рыбаков, - велись очень давно, начиная с ХVII в, когда в обычае было отождествлять скифов со славянами». (Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-исторический анализ. - М., Издательство «Наука», 1979. С. 195.) Мы выдвигаем гипотезу о том, что русы занимали особое место в группе скифо-сарматских народов.

У истоков Днестра Скифия граничила со страной невров (Геродот. История. 4.51) Невры, по словам Геродота, «держались обычаев скифских»...

Неврида была союзницей Скифии. По Геродоту, царя невров царские скифы приглашали на свои советы.

«Сарматы, - отмечает А.М.Членов, - уничтожили столицу Скифии в нынешней Каменке на нижнем Днепре, и она навсегда осталась лежать в развалинах». (Членов А.М. По следам Добрыни. - М., 1986. С.169.) Отсюда разгром в 179 году до н.э. сарматами царских скифов привел к распаду и Невриды, наиболее восточная группа которой проникла до Днепра. Геродот (V столетие до нашей эры) в своей «Истории» называет предков древлян лесными неврами и отмечает, что «эти люди, по-видимому, колдуны». (История 4.105)

К числу ученых, утверждавших родство невров с венетами, а отсюда и с восточными славянами относится академик Б.А. Рыбаков.

Невры-венеты пришли в Киев с территории Чехословакии. Невры-древляне, по мнению академика Б.А. Рыбакова, являются носителями Милоградской культуры погребальных урн (территория северной Украины и части Белоруссии). Б.А.Рыбаков стремился доказать автохтонность восточных славян, а следовательно, отрицал варяжское происхождение Руси.

В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне, но они покорились русам не без упорной борьбы. Возможно, что именно древляне из всех участников похода больше всего и возмущались Олеговой наградой в виде парусов их тонкого шелка.

По смерти Олега древляне сделали было попытку освободиться от русов, но князь Игорь победил лесных жителей и наложил на них ещё большую дань.

Следующее летописное известие об Игоре - его поход на Царьград 941-944 годов. С этого времени свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских и западноевропейских источниках. Таким образом, он стал первым русским князем, названным по имени в иностранных источниках.

В ПВЛ читаем: В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью... Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

Великий князь Киевский Игорь Рюрикович (912-945)


Княгиня Ольга (945- 964)

Для нас расправа древлян с князем Игорем является центральным местом исследования. Древляне нанесли удар в «спину» русского государства сразу же после окончания тяжелой войны с Византией (944), потребовавшей значительных финансовых затрат. Надо сказать, что древлянский князь Мал демонстративно отказался участвовать в войне с Византией.

Понятно, что раз казна пуста, то взять ее можно только у населения. Раз древляне в войне не участвовали, Игорь счел, что имеет моральное право взять с них больше дани, чем с тех племен, которые участвовали вместе с князем в походе против Византии в 944 году.

В этом случае древлянский совет о «волке», который «повадился» и т.д., есть просто причина для развязывания конфликта. Надо сказать и о расправе, которая превышает всякое понятие о «вине» князя Игоря.

По Б.А.Рыбакову «на Руси Дажбожий внук - это властитель Руси - князь». (Рыбаков Б.А. Древняя Русь.- М., 1979. С. 13.)

Для Игоря же древляне выбрали самую мучительную казнь, привязав князя к верхушкам двух молодых деревьев, затем отпустили эти верхушки и деревья «разорвали» Игоря пополам. Поступать так могли только люди, для которых «Даждьбогов внук» был не «авторитет», для них верховным «богом» был Перун, а Перуновым «внуком» - Мал.

Памятник князю Малу. Коростень

Древляне после казни Игоря обратились к киевлянам так, как они обращались ранее к полянам: Ольге, чтобы уладить конфликт миром, предлагалось стать младшей женой Мала. Ольге предлагалось покинуть Киев и переехать на жительство к «мужу» в Искоростень, который становился столицей древнерусского государства.

«Спектакль» со сватовством кроме унижения жены убитого ими Игоря преследовало еще одну цель - спровоцировать Ольгу на открытые боевые действия против древлян.

Пока «сваты» «сватались», древляне спешно готовились к войне. Отметим, что незадолго до казни Игоря усилиями князя Мала был заключен общедревлянский союз. Общеплеменные союзы у славян возникали перед военными походами. Древляне концентрировали свои силы перед решительным сражением с русами. Весьма вероятно, что вместе с киевскими «сватами» к печенегам и хазарам были отправлены другие «сваты» с целью зондажа антирусского союза.

Ольге же нужно было в кратчайшее время покончить с древлянским восстанием, в противном случае в древляно - русский конфликт могли вмешаться хазары или печенеги.

Мы предполагаем некую легендарность казни послов, так как древлянских разведчиков в Киеве хватало, известие об этом немедленно «ушло» в «лес», а тогда древлянская война могла «расколоть» древнерусское государство.

Именно поэтому согласно ПВЛ Ольга просила не «много». Не «много» - это скорей всего наказания непосредственных участников казни Игоря.

Упуская детали ПВЛ о том, как проходили события, мы видим, что Ольге удалось обмануть бдительность древлян.

Пообещав выйти замуж за князя Мала, она выехала с небольшой дружиной в древлянскую землю и устроила тризну по убитому мужу. На тризне присутствовала древлянская знать во главе с князем Малом и его воинами.

Только полной потерей бдительности со стороны князя Мала по причине театральной «скорби» по убитому им же Игорю и повальным пьянством древлян можно объяснить разгром древлянского восстания.

«Похмелье» для Мала стало страшным: он стал пленником Ольги.

Д.И. Прозоровский писал, что при взятии древлянской столицы «старейшины не были истреблены, но взяты в плен, не были они розданы и мужам в работу, а поступили во власть Ольги». ( См. Д.И. Прозоровский. О родстве св. Владимира по матери - Записки Императорской Академии наук. Т.У. кН. 1. СПб., 1864. С.18.)

После окончания войны с древлянами, которая, по А.М. Членову, длилась более года, Ольга восстановила дань, наложенную на них Игорем в усиленном размере («и возложи на ня дань тяжку»), а потом решила укрепить за собой Древлянскую землю новыми мерами, не довольствуясь той связью, которая через дань устанавливается обычно победителем. «И иде Вольга по Деревьстей земли с сыном своим и дружиной, устанавливающи уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». По академику А.Д. Грекову, Ольга, победив древлян, «внедряется в толщу местного общества, старается в разных пунктах Древлянской земли создать особые хозяйственно-администативные пункты, поручаемые в управление своим людям, долженствовавшим выполнять в то же время и задачи политические - укрепление власти киевского князя на местах». (Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., Гос. Издат. Полит. Литературы, 1953. С. 300-301.)

При этом Ольге Мал был нужен как человек слабый, сломленный поражением, готовый в любой момент отправиться с Ольгой к древлянским «партизанам» и уговаривать их прекратить сопротивление стольному Киеву.

Действительно, в истории следы князя Мала теряются после 945 года. По мнению Д.И. Прозоровского, он был взят в плен и переселен. Изменилось и его имя - с Мала на Малк или Малко, став уменьшительно-насмешливым. Прозвание отца Малуши «Любчанин» Прозоровский объяснял тем, что Ольга после древлянского погрома поселила его в Любече; соответственно дети его - сын Добрыня и дочь Малуша попали в рабство как пленные. Кроме того, ученый считал, что Малуша была не наложницей, а законной женой Святослава. Версия основывается на признании Владимира Ольгой наравне с законными сыновьями Святослава, а также незыблемости положения Добрыни в Новгороде и его успешной карьере и всеобщем уважении, которые, по мнению ученого, свидетельствуют о его аристократическом положении и «законных» родственных связях через его сестру. (См. Д.И. Прозоровский. О родстве св. Владимира по матери - Записки Императорской Академии наук. Т.У. кН. 1. СПб., 1864. )

В 975 году «Лют Свенельдович заехал охотиться во владения Олега Древлянского (среднего сына Святослава) и был за то убит последним». (Членов А.М. По следам Добрыни. -М., 1986. С.191.) Но кто убил Люта? Безусловно, древляне, за которых Олег и стал заступаться как князь Древлянской земли.

Отец убитого Люта Свенельд «стал натравливать Ярополка на брата, побуждая отнять у него Древлянскую землю». (Членов А.М. По следам Добрыни. -М., 1986. С.191.)

В ходе боевых действий князь Олег упал в воду и утонул в реке. При этом князь Ярополк скорбел о смерти брата. Видимо, не столько ему, сколько древлянам была выгодна распря между Святославичами.

Раз древлянская земля оказалась под властью Ярополка, то рассчитывать на союзников в борьбе с Ярополком Владимир не мог. В таком случае в Новгороде Владимиру оставаться было небезопасно, и поэтому он вместе с Добрыней отправляется за море, туда, откуда и был призван новгородцами Рюрик.

Возвращение Владимира в Новгород связано со стремительным восхождением к власти, так как он был нужен и новгородцам, и киевлянам, и древлянам.

Видимо, мудрая Ольга увидела во Владимире, еще мальчике, выдающиеся способности, отличающие его и от Ярополка, и от Олега, и предвидела, что сын русского и древлянского народов сможет объединить страну.

Надо сказать, что в начале своего правления Владимир выступает новгородско-древлянским князем.

Л.Н.Гумилев отмечает, что «на севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна - бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оставался языческим городом, культ Перуна был ему чужд... Славяне верили в Хорса - Солнце (персидский Хуршид), небесного Даждьбога и т. д. Как всякие уважающие себя боги, славянские требовали почитания, но не человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв... Жрецы, выбрав жертву, убивали ее, живые должны были ликовать».

И если древляне были вполне удовлетворены правлением Владимира, то киевляне, по Л.Н. Гумилеву, были очень недовольны господством литовского Перкунаса (Перуна) и тем, что молодой Владимир слушался во всём новгородских и древлянских волхвов. И если принять во внимание древлянское присхождение Добрыни и отчасти Владимира, то все происходящее становится понятным. Однако правильный выбор веры спас Русь от древлянского разложения.

Правильный выбор веры у князя Владимира совпал с его желанием создания христианской семьи. Несколько лет разгула не принесли Владимиру ни любви, ни душевного спокойствия. И он решил изменить свою жизнь и жениться на Византийской принцессе Анне. Император Василий обещал ему Анну в жены в ответ на военную помощь против стратега Фоки, угрожавшего трону. Владимир послал в Константинополь 6 тысяч варягов, которые и подавили мятеж. Когда угроза миновала, то император Василий о свадьбе «позабыл». Тогда возмущенный Владимир объявил Византии войну. Объектом своего нападения он выбрал главную базу Византии: город Корсунь (Херсонес), располагавшийся на Таврическом полуострове (в Крыму, вблизи нынешнего Севастополя).

С моря к городу невозможно было подойти близко, а от находившихся с запада и с востока бухт Херсонес прикрывался «блокпостами». Но Владимир все же решился осаждать город. На легких стругах, очень удобных для осуществления десанта, он с войском в количестве 6 - 8 тыс. бойцов высадился в Стрелецкой бухте. Жители города вели войну по всем правилам военного искусства того времени. Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то русские войска будут три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, князь дал приказ сделать вал около города, но его противники подкопали городскую стену и уносили присыпаемую русскими землю к себе в город, рассыпая ее по городской площади. Владимир понимал, что, как только начнутся заморозки, осаду с Корсуни придется снимать. Он каждый день объезжал позиции и не находил ответа на мучавший его вопрос: как взять крепость? Все средства были уже использованы, а обороняющиеся продолжали отчаянно сопротивляться. Ответ на мучивший его вопрос Владимир неожиданно получил со стен осажденного города. Один из воинов по имени Анастас пустил в русский стан ко Владимиру стрелу, на которой было написано: «За тобою с восточной стороны лежат колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее». Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, я крещусь». Он дал Добрыне команду перекрыть доступ воды в город.

Изнемогая от жажды, жители города сдались на милость победителя. Владимир с дружиной вошел в город и повелел сказать греческому императору Василию и его брату Константину, что если они не отдадут за него Анну «...то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем».

Услышав столь грозное предупреждение, Василий и Константин велели отвечать Владимиру: «Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будешь единоверник, если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя». Владимир отвечал на это послание так: «Скажите царям, что я крещусь, и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказали посланные нами мужъя».

Цари обрадовались этим словам, умолили свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: «Крестись, и тогда пошлем тебе сестру». Но, Владимир велел отвечать: «Пусть те священники придут с сестрою вашей и крестят меня». Братья-цари послушались и послали сестру вместе с некоторыми сановниками и пресвитерами. Анне очень не хотелось ехать в Херсонес.

«Иду, словно в полон, - говорила она, - лучше бы мне здесь умереть». Братья утешали ее. Анна села на корабль, простилась с родственниками «и поплыла с горем в Корсунь», где была торжественно встречена жителями.

В это время Владимир разболелся глазами и сильно по этому поводу переживал. Анна же, узнав об этом, велела сказать ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее, если же не крестишься, то и не вылечишься».

Анна (род. 13 марта 963; ум. 1011/1012), византийская принцесса, порфирогенита, дочь императора Романа II, сестра императоров Василия II и Константина VIII, жена киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси

Владимир сказал на это: «Если в самом деле так случится, то поистине велик Бог христианский», - и объявил, что готов к крещению. Епископ города Корсунь и священники, которые прибыли с царевной, крестили Владимира и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел и, дивясь такому внезапному исцелению, сказал: «Теперь только я узнал истинного Бога !»

Видя это, и из дружины его многие крестились. После крещения в этот же день было совершено таинство венчания Владимира с Анной. Из Керчи Владимир, помня о судьбе отца, двинулся не к днепровским порогам, а в Азовское море, а затем поднялся дальше вверх к Дону и Донцу. Неподалеку от Сурожа свадебный «поезд» внезапно остановился: Анна заболела, и заболела опасно. Болезнь казалась смертельной. Княгиня обратилась в душевном порыве к иконе Св. Стефана (Стефан - апостол и первомученик, первый из семи диаконов, поставленных апостолами. Был за проповедь Евангелия побит камнями до смерти прямо в синедрионе).

«Святой Стефан! - молилась княгиня. - Если избавишь меня от болезни этой, то много одарю тебя и почести воздам тебе!».

На другой день Анна проснулась здоровой. Все спутники были поражены чудом. Поход остановился в Суроже (сейчас - Судак), и молодая чета щедро вознаградила храм Св. Стефана.

В память своего крещения Владимир построил в Корсуни церковь во имя Св. Василия, как говорит летописец, на той самой насыпи, которая образовалась из земли, уносимой корсунянами во время осады города, ставшего судьбоносным в истории Руси.

Торжественно вступил князь Владимир со своей красавицей женой в стольный Киев-град.

Встречать молодую чету вышли и христиане, и язычники. Отслужив благодарственный молебен в церкви Св. Ильи, Владимир пригласил всех киевлян на праздничный пир. По преданию, сыновья Владимира крестились у ручья с оврагом, поросшего лесом. Это место назвали Крещатик. Затем Владимир приступил к очищению города от идолов: некоторых рассекли на части, других сожгли, а самого главного - Перуна он приказал бить палками, а затем бросить в Днепр, где тот и исчез, разбившись о днепровские пороги. В символическом плане все происходившее выглядит достаточно логично: Балтийско-древлянский Перун победил славянского Хорса (заратустризм), но в свою очередь потерпел поражение от Христа. 1(13) августа 988 года совершилось величайшее событие в истории Руси: она приняла святое крещение.

В.Н.Татищев пишет, что Владимир после женитьбы на принцессе Анне, решая семейные дела, Олову с Вышеславом отправил в Новгород; Гориславу (Рогнеду) с Изяславом - в Полоцк ( Ярослава - сына от Рогнеды - в Ростов); Всеволода - во Владимир; Предславу с сыном Святополком - в Туров; Мальфрид с сыном Святославом - в Обруч; Адиль с сыном Мстиславом - в Тмутаракань (Тамань), Станислава - в Смоленск. Бориса и Глеба (сыновья царевны Анны) при матери оставил, «но Глебу назменовал Муром, зане бе есче у грудей тогда». Остальных жен и дочерей отдал в жены ближним своим. Что стало с женами Владимира в дальнейшем, сведений нет. Только о Рогнеде известно, что она крестилась и постриглась в монахини под именем Анастасия.

А.М.Членов утверждает, что матерью ближайшего сподвижника Владимира Добрыни была княжна из Чехии, и «Добрыня был принцем крови Чешского королевского дома». (Членов А.М. По следам Добрыни. - М., 1986. С.169.)

Следовательно, связь Древлянского дома с чешским королевством имела родственный и древний характер, что, видимо, Ольга и учитывала, взяв Добрыню и Малушу ко двору.

Сам Добрыня, по А.М.Членов, был женат на шведской принцессе, вполне возможно, что русского происхождения.

Знатные женщины Киева. Украшения и женские княжеские уборы. Х в.

После крещения киевлян в 988 году главной своей задачей князь Владимир считал распространение христианства на всей русской земле.

Для начала он отдал приказание строить церкви на местах бывших языческих капищ. Так, например, на месте капища Перуна был построен храм во имя святого Василия. В деле обращения язычников в православие большую помощь князю Владимиру оказал его дядя - воевода Добрыня.

Обрусевший Добрыня является как раз характерным примером человека, вставшего выше притязаний древлянского народа на власть и привилегии, чем и он и снискал себе славу и благодарность потомков.

После смерти Добрыни в правлении Владимира начинается кризис, который связан с его сыновьями.

Желая улучшить дружественные отношения с Польшей, Владимир женил своего племянника Святополка на дочери короля Болеслава. Есть версия, что Святополк был сыном Владимира. Сын или племянник? Дело в том, что после смерти Ярополка Владимир принудил жену Ярополка к сожительству с собой. По некоторым данным, она уже была беременна, по другим - нет. Святополк рос, и киевский стол по праву старшинства принадлежал ему. Но женитьба Владимира на принцессе Анне изменила ситуацию: наследником княжеской власти стал старший сын от Анны - Борис.

Возмужав, Святополк начал лелеять в душе злодейские замыслы. Злодейские замыслы Святополка получили свое развитие в связи с прибытием в Киев вместе с польской королевной папского легата Рейнеберга, который и составил план государственного переворота. Узнав о заговоре, Владимир заточил в темницу и Рейнеберга, и Святополка. Но это не решило проблему, так как кризис власти к концу правления Владимира усиливался с нарастающей силой. Второй после Святополка мощный удар по Владимиру нанесли мстительные новгородцы. В 1014 году один из сыновей Владимира, Ярослав от Рогнеды (Гориславы), отказался присылать в Киев «новгородский налог» в две тысячи гривен. Князь Владимир был сильно разгневан тем, что Ярослав его ослушался. Новгородцы же с их точки зрения имели право на «восстание». В свое время они помогли ему взойти на киевский стол (престол), а соответственно стать мужем Анны - сестры византийского императора Василия. Видимо, они считали, что Владимир оказался «неблагодарным» правителем.

Смертью князя Владимира в 1015 году воспользовался Святополк. Он убил сыновей Владимира от Анны - Бориса и Глеба, чтобы устранить законных претендентов на киевский стол, а также и своего брата Святослава - князя древлянской земли.

Князь Владимир (980-1015)

Святополк Окаянный (1015-1019)

Имея в войске только древлян, Святополк не мог рассчитывать на победу в войне с Ярославом и поэтому прибег к помощи печенегов и своего тестя - польского короля Болеслава.

Трехлетняя гражданская война закончилась в 1019 году поражением Святополка на реке Альте, там, где по его приказу и был убит ранее старший сын от Владимира князь Борис. По Н.М. Карамзину, Святополк Окаянный велел воинам после поражения вести себя в Чехию, и там «в пустынях богемских» он и скончался от какой-то нервной болезни. Возможно, именно воины-древляне и остались со Святополком до конца. И сам по себе маршрут в направлении Чехии может говорить только о последнем «древлянском» пристанище для князя-изгоя, сделавшего ставку на древлян и их метод управления государством.

Внук Владимира Изяслав в полной мере испытал силу древлянского воздействия на Киев. В 1068 году он был изгнан из стольного Киева восставшими киевлянами. Только этого восстания могло и не быть, если бы его не поддержали древляне. Главным соперником Изяслава в этой истории выступал полоцкий князь Всеслав. По А.М.Членову, «Всеслав провозгласил себя князем Древлянского Дома». (Членов А.М. По следам Добрыни. - М., 1986. С.163). Попытка древлян осуществить свой план «древлянизации» Руси потерпела поражение, но она привела древнекиевское государство к раздробленности.

Имя древлян последний раз встречается в летописи (1136), когда их земля была подарена великим князем киевским Ярополком Десятинной церкви. Но то, что в летописи более не упоминалось имя древлян, не значит, что они вообще исчезли. Древлянский национализм, на наш взгляд, ушел в глубокое «подполье». Уже в ХII веке противоречие между Киевом и Владимиром было настолько мощным, что обе стороны воспринимали друг друга абсолютно враждебно. При этом если восточные русы концентрировались во Владимире, а русо-словене в Новгороде, то «древлянизированные» русы - в Киеве.

В современной истории бытует мнение, что раздробленность древнекиевского государства была связана с «размножением» Рюриковичей.

Ну а если бы они не «размножались», то что, раздробленности бы не было? Рюриковичи, на наш взгляд, сев на уделы, предотвратили рост этнического (племенного) национализма на Руси, опасный характер которого показало древлянское восстание 945 года.

Древлянизированные «русы» при разгроме татарами Киева уцелели только в лесах и в дальнейшем стали «перемещаться» на запад - Львов и т.д.. Антирусский «древлянский» элемент на Украине при этом с течением времени усилился. В религиозной сфере он легко пошел на униатство, в политической сфере - на борьбу с Россией (казачьи походы на Россию, Мазепа, Петлюра, Бандера и т.д.). В культуре, возвращаясь к «колдунам», отметим, что древлянское (украинское) сознание окрашено мистицизмом (достаточно почитать рассказы Н.В.Гоголя).

Возможно, именно здесь и заключается тайна восторга, с которым во Львове в 1941 году жители города встречали немецкую армию. Создается впечатление, что невры - древляне - западные украинцы через две тысячи лет узнали «царских скифов» в лице германских нацистов. И украинские националисты сразу же создали спецподразделения (дивизия СС «Галичина» и т.д.) под руководством немецких офицеров. И, хотя немцы не дали украинским националистам «незалежности», те продолжали служить им «верой и правдой» (УПА) даже после окончания Второй мировой войны.

Возвращаясь к личности Мала, отметим, что А.М.Членов делает из этого палача - борца за свободу.
«Познайте Истину, говорит апостол Иоанн Богослов и Истина сделает Вас свободными». Никогда палачи не смогут ее познать, так как являются рабами своей гордыни, отчего и стремятся к жестокости, как «истине». Напротив, в 941 году, когда 10 тыс. судов князя Игоря вошли в Черное море, он, уверенный в своей победе над греками, заранее приказал дружине «щадить неприятеля и брать его живым в плен...» (Цит. по: Иллюстрированная история России до Петра Великого. Князь Игорь (912 - 945 гг.) - Санкт-Петербург, фонд «Ленинградская галерея», 1993. С.19).

Отсюда следует вывод, что князь Игорь и князь Мал являются носителями противоположных идей.

Князь Игорь погиб за единую и неделимую Русь, князь Мал стремился «выдать свое малое за великое», и его «древлянская» идея пережила века.

Древлянская кровавая расправа над Игорем повторилась в предательстве Мазепы, затем в петлюровской вакханалии, в бандеровских кровавых оргиях, в практике расправы современными украинскими националистами над русскими и молороссами в Одессе, Мариуполе, Славянске, Донецке и т.д.

Надо сказать, что украинские националисты, начиная с древлян, в борьбе с Русью шли на любую подлость, в том числе и на союз с иностранными державами. Они готовы продать свою Родину кому угодно, лишь бы «плюнуть» в лицо русскому народу. Наверное, это и есть то самое колдовство, то есть своеобразное бешенство, которое было подмечено соседними с неврами народами и записано Геродотом.

Отметим, что Ольга ликвидировала восстание древлян не только военными средствами, но и созданием русско-государственной системы управления всей хозяйственно-политической жизни древлян.

Сейчас, когда выросло значение наций и их роль в истории, нам следует обратить внимание на опыт национального строительства на Руси как Св. Ольги, так и Св. равноапостольного князя Владимира. Вспомним, что князь Владимир - сын русского и древлянского народов. И он крестил Русь.

Если Россия не сможет создать единое с Украиной и Белоруссией государство, то земля князя Мала превратится в опасный рассадник национализма и жестоких военных конфликтов.

Александр Бадьянов, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры ГиСЭД ВМИ Петра Великого

Tags: Малороссия, Русь, интересно, история
Subscribe

  • Непраздничное

    Помнится, Татьяна Миронова объясняла происхождение слова "баба" тем, что женщина без умолку говорит, говорит: ба-ба-ба, ба-ба-ба... Но…

  • Три поросёнка и злой ХАРП

    Размещаю материал петербургского "Советского патриота". На мой взгляд, дело говорит товарищ. А ещё слог его мне нравится. ) ***…

  • Большая перезагрузка: что будет дальше?

    Ирина Константиновна Мухина – мех.-мат. Новосибирского госуниверситета, кандидат физ-мат. наук со специализацией “Вычислительные методы…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments