Обе картины сделаны фактически в одном жанре – так называемой «окопной правды», которая обходится без генералов, больших стратегий и тому подобных абстрактных для рядового зрителя вещей. Вот только правда «правде» рознь. В кино у Бондарчука-старшего за Родину сражались живые люди, которые про ту войну знали практически всё, потому что либо сами её прошли, либо жили в то время. Например, фронтовой сержант-зенитчик, а впоследствии народный артист СССР Юрий Никулин, отмеченный самой высокой солдатской наградой – медалью «За отвагу». Да и другие были ему под стать – Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, да и сам Сергей Бондарчук.
И героями у этих актёров были не безликие и легко взаимозаменяемые бойцы, а такие матёрые, понюхавшие жизнь колоритные мужики, что сразу было видно: это и есть его величество русский народ, грозный, как разбуженный во время зимней спячки медведь, и в то же время великодушный, как сказочный богатырь...
Что несут в сердце юные супермены-разведчики из фильма Бондарчука младшего – остаётся только догадываться. Впрочем, один из них дал об этом понять, когда походя брякнул: «Родину не убьют – она большая». С таким отношением к Родине ему не Сталинград защищать до последнего вздоха, а налегке до Сибири драпать. Ну подумаешь, до Волги добежали – родина-то большая – ее не убьют...
А мы еще после этого удивляемся, когда наши дети уверенно отвечают, что во Второй мировой войне победила Америка. А Советский Союз непонятно чем занимался – то ли Германии помогал, то ли вообще был ни при чем. Впрочем, особенно недоумевать по поводу полного отсутствия исторического контекста и осознания всемирной значимости Сталинградской победы в фильме Федора Бондарчука явно не следует.
В стране, где уже два десятилетия не могут договориться о том, что такое хорошо и что такое плохо, не способны написать сколько-нибудь однозначный учебник собственной истории, из которого было бы ясно по крайней мере – кто России друг, а кто враг, где до сих пор не могут решить, кто такой Сталин – величайший гений или страшный злодей, кинозащитникам Сталинграда не остаётся никакого иного выбора, кроме как сражаться за девушку Катю, которая так удачно им подвернулась. И слава богу, что таки подвернулась! Страшно даже подумать, что было бы, если бы её не было. До Урала бы, наверное, драпали. Родина-то большая – ее не убьют.
Journal information