favor_in_all (favor_in_all) wrote,
favor_in_all
favor_in_all

Categories:

Коммунизм и религия: непримиримые враги или единомышленники?

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, на первый взгляд, может вызвать удивление. Действительно, отношения церкви и коммунизма, мягко говоря, не радужные.

Многие коммунисты, как и верующие, назовут как минимум следующие причины «несовместимости» религии и коммунизма:

историческую — при советской власти были гонения на Церковь и верующих;
философскую — марксизм базируется на материализме, а не на идеализме;
религиозную: коммунизм — это «рай на Земле», его никогда не будет, это утопия, поэтому это сфера религии, а не научного направления, к коему традиционно относят учение о коммунизме.

Однако думается, что проблема гораздо глубже.

Как писал И. В. Сталин, нужно видеть не явления, мелькающие на поверхности, а существо проблемы. Поэтому и в анализируемой проблематике необходимо отказаться от набивших оскому стереотипов и попытаться прямо, честно и непредвзято дать ответ на вопрос о возможном взаимодействии коммунизма и Церкви.

Для начала необходимо понять, что три классических аргумента в пользу антагонизма религии и коммунизма при ближайшем рассмотрении не выдерживают малейшей критики.

Первый аргумент — гонения на церковь при советской власти. Однако очевидно, что исторический опыт не является показателем объективной несовместимости церкви и религии. Да и опыт этот не был однородным — Ленин, Хрущев, Андропов, Черненко, Горбачев были неверующими людьми; Сталин и (по некоторым свидетельствам) Брежнев были верующими людьми. При Ленине и Хрущеве осуществлялись гонения на церковь, при Сталине и Брежневе — устанавливалось взаимодействие. Известно, что многие храмы начали возвращаться церкви в конце 1970-х — начале 1980-х гг., то есть ещё до перестройки.

Можно ли обвинять Ленина и других советских вождей в атеизме? Думается, нет. И в настоящее время в мире живет множество неверующих. Даже верующие являются таковыми лишь в «одном направлении», в своей конфессии, поэтому если буддисту сказать, что закрылся православный храм, он вряд ли огорчится.

Следующий аргумент — мировоззренческая несовместимость коммунизма и религии, материализма и идеализма. Однако, как будет показано далее, эта проблема более надумана, чем реальна.

Наконец, «железобетонный» аргумент, который победно приводят верующие: коммунизм — это «рай на Земле», он невозможен, да и Господь «порушит» любые попытки создать на земле то, что есть на небе, это — ересь, это — грех!

Нетрудно понять, что те, кто приводит подобный аргумент, мало что смыслят в коммунизме. Если коммунизм — это рай на земле и всеобщее безмятежное «лежание под пальмой», то кто, спрашивается, будет производить блага для райской жизни? Банальная истина, известная любому начинающему коммунисту, — коммунизм предполагает наивысшую производительность труда, — неизвестна большинству верующих.

Если бы жителю древневосточной деспотии сказали, что наступит время, когда вы сами будете избирать своих правителей, свободно совершать сделки с землей, летать на самолетах, он бы тоже отмахнулся и сказал, что этого не может быть, это рай на земле, утопия.. Однако такие представления ничуть не помешали общественному и научному прогрессу. Более того, имея все эти блага, вряд ли кто-то скажет, что он чувствует себя в раю.

Так же — коммунизм. Это не утопия, а потенциальная реальность. Он решит многие проблемы, но не все. Необходимо будет трудиться, человек будет оставаться смертным, сохранится часть преступности и т. д.

Таким образом, классическая триада аргументов в пользу несовместимости коммунизма и религии выглядит несерьезной.

Почему вообще возникла пропасть между религией и коммунизмом?

Если проанализировать сущность коммунистического и церковного (православного) учения, то можно понять, что это — две стороны одной медали. Неслучайно говорят, что коммунизм — это светская форма христианства.

Святой Паисий Святогорец на вопрос о рае и аде рассказывал такую притчу: в двух комнатах сидели голодные люди с огромной кастрюлей еды, но у них были очень длинные ложки, которыми они не могли поднести себе пищу в рот. В первой комнате люди злились и рыдали, оставаясь голодными, во второй — кормили друг друга, являясь и сытыми, и счастливыми. Первая комната — ад, вторая — рай.

Нетрудно увидеть, что по аналогичному принципу действуют две общественно-экономические формации — капитализм и социализм (коммунизм). Одна руководствуется мотивом алчности — мотивом мощным, движущим, но подлым, вторая — мотивом всеобщего благоденствия, мотивом менее активным, но благородным и присущим самой природе человека.

Что же проповедовал Христос? Алчность, сребролюбие или бессребреничество и сострадание? Разумеется, второе. Известно, что Спаситель, когда зашел в храм и там увидел торгашей и менял, то разогнал их... Известен и такой евангельский пример: на вопрос юноши, как спастись, Христос ответил, что нужно соблюдать заповеди Божии и распродать все свое имущество, поскольку скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый попадет в Царствие Небесное. Вот он — приговор Христа алчности и капитализму!

Следовательно, истинная Христова Церковь не может и не должна смиряться с капитализмом — самой подлой и антихристианской общественно-экономической системой. Но, к сожалению, Церковь не только существует, но и прекрасно чувствует себя при капитализме. Почему? Из-за порабощения «золотым тельцом».

Ещё Н. А. Бердяев писал, что Церковь — это двоякий институт: с одной стороны, духовный, с другой — светский, политический. Как духовный институт Церковь совершает таинства, учит кротости, смирению, нестяжанию, равенству всех перед Богом. Как политический институт — активно участвует в политической жизни, имеет массу материальных ценностей, земель. То есть церковь учит одному, а живет по-другому, политическая сторона церкви всегда берет верх над духовной...

Именно в этом, на наш взгляд, кроется главная обида церкви на советскую власть — лишение церкви политической, и материальной самостоятельности, а не принципиальная несовместимость двух учений.

Доказательством служит существующая по сей день позиция церкви в оценке советского периода: «богоборческая власть», «антихристов период», «гонители церкви» и т. д.

Если сказать честно, по совести, то в СССР политика государства и воспитание людей строились на основе заповедей Божьих (это плюс), но были и гонения на церковь (это минус). Сейчас — наоборот. Поэтому надо всё лучшее взять из советского времени и из современности. Но нет! Когда смотришь, с какой лютой озлобленностью, ненавистью и остервенением иные священнослужители говорят об эпохе, которая уже 30 лет как закончилась, невольно напрашивается вопрос: а настолько ли невинной жертвой была церковь в советский период?..

Получается, для церкви советский период был плох, а современный хорош не из-за духовного состояния общества, а из-за материальных потерь или приобретений. Неважно, что в СССР было равенство, материальные гарантии, запрет гомосексуализма, в определенный период — абортов, главная беда — это конфискация церковного имущества. В 1990-е гг. храмы активно стали открываться, правда, одновременно появилась уйма сект — свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня, сатанистов и т. д. Нормой стали гомосексуализм, разврат, педофилия...

--------------

Возможно ли сотрудничество коммунизма и религии? Возможно. Всё можно было бы начать с чистого листа. Церковь, помня, что Христос заботился не только о душах, но и о телесном обеспечении, могла бы призвать верующих думать не только о будущей жизни, но и о настоящей, поскольку корни будущего возникают в настоящем.

Необходимо понять, что светской формой христианства является коммунизм, а не капитализм. Очевидно, что при элементарной бытовой неустроенности и нищете будут плодиться преступность, уныние, отчаяние, зависть, осуждение и другие грехи. И наоборот: о смысле бытия человек начинает думать именно тогда, когда есть хотя бы минимальная материальная обеспеченность.

Соединение христианской и коммунистической идей — страшный сон всех геополитических врагов России, поскольку такое соединение создаст незыблемую власть, которая приведет не только к материальному, но и к духовному возрождению Отечества. Слово соединится с делом. Но для этого не только коммунистам нужно помнить об ошибках прошлого, но и церкви необходимо преодолеть стереотипы и повернуться, наконец, от злата, которое появляется от эксплуатации человека, — к его измученной душе…

Дмитрий Лукашевич,
кандидат юридических наук.


/В сокращении/
http://orelcity.ru/glavnaya-tema/kommunizm-i-religiya-neprimirimye-vragi-ili-edinomyshlenniki/

Tags: коммунизм, общество, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal